Автор: Sergey Teplyakov

Adrenaline_Junkies_and_Template_Zombies Труды Кристофера Александера вот уже в течение сорока лет оказывают серьезное влияние на светлые умы деятелей программной индустрии. И хотя первое упоминание книг Александера в компьютерной литературе, датируется 1969 годом в книге Эда Йордона и Алистера Коберна, идеи Александера оставались в тени, и не стали достоянием широкой компьютерной общественности, вплоть до середины девяностых годов, до выхода знаменитой книги Банды четырех. Именно выход этой книги ознаменовал начало новой эпохи в нашей индустрии, эпохи всевозможных шаблонов. Идея шаблонов настолько понравилась общественности, что она стала завоевывать все новые и новые области. Так появились шаблоны реализации (implementation patterns), шаблоны асинхронного программирования, шаблоны корпоративных приложений, шаблоны реализации распределенных приложений и многие другие. Несмотря на свое широкое распространение, шаблоны оставались прерогативой архитектора и разработчика, а не менеджера. Но за последние несколько лет эта картина начала изменяться. Вслед за книгой Джеймса Коплиена и Нила Харрисона вышла книга Тома ДеМарко, Тима Листера и др. с интригующим названием Adrenaline Junkies and Template Zombies: Understanding Patterns of Project Behavior, посвященная шаблонам поведения программных проектов.

Книга состоит из 86 шаблонов, каждый из которых занимает 2-3 страницы и описывает определенную ситуацию, так или иначе связанную с состоянием или поведением программного проекта. Первым шаблоном в книге является шаблон Адреналиновые наркоманы (Adrenaline Junkies), который описывает такое состояние проекта, при котором считается, что безумная активность является знаком здоровой продуктивности. Сотрудникам проекта приходится постоянно переключаться с одной задачи на другую, так и не доводя ни одну из них до логического завершения. Последним шаблоном в книге является шаблон Зомби шаблонов (Template Zombies), когда проектная команда позволяет, чтобы работа управлялась шаблонами, вместо того, чтобы продумать процесс, необходимый для завершения проекта. Этот шаблон характеризует противоположную ситуацию, в которой форма становится гораздо важнее содержания. Между этими двумя шаблонами располагаются оставшиеся 84 шаблона, так или иначе описывающих поведение или состояние проекта. И хотя эти два шаблона не являются чем-то уникальным, они являются частью названия книги и именно они изображены на обложке книги в виде комичных человечков.

Большая часть участников проекта довольно хорошо разбираются в распознавании образов и обладают внутренним чутьем (я чувствую, что с этим проектом случится беда), но не так хорошо разбираются в обобщении этих шаблонов в более удобную форму. Эта книга именно об этом. Мы, шестеро авторов, собрали весь свой опыт для изложения шаблонов, которые мы изучили в течение общих ста пятидесяти лет опыта.

С выходом этой книги у каждого участника появляется возможность описать состояние и поведение проекта с помощью языка шаблонов, всего несколькими словами точно давая понять своему собеседнику, в каком состоянии находится проект и его команда. И кто знает, может быть всего через несколько лет у книги будет масса фанатов и ее будут называть не иначе, как Банда шестерых.

P.S. MUST HAVE

UPD: Спасибо Василию Подобеду за коррективы в русскоязычном написании имени Алистера Коберна (Alistair Cockburn).

Помогла статья? Оцените её!
0 из 5. Общее количество голосов - 0
 

You have no rights to post comments

Дмитрий Крикунов

Публикую статьи, обучающие курсы и новости по программированию: алгоритмам, языкам (С++, Java), параллельному программированию, паттернам и библиотекам (Qt, boost).