Колумнист Bloomberg Нир Кайсар о том, почему Uber важно сохранить статус ИТ-компании.
фото vc.ru
Uber это одновременно и ИТ-компания, и транспортная компания. Казалось бы, разделение не так важно, но на самом деле от этого зависит многое. Причем не только для Uber, но и для любого революционера, который считает себя ИТ-компанией.
В конце 2017 года Европейский суд высшее судебное учреждение Европы проведет черту и определит, к какой сфере следует отнести Uber: транспортной или технологической. Также ведомство установит, как и кем будет регулироваться деятельность компании.
Из-за этого правила станут строже, компании потребуется приобретать лицензии, и в результате издержки возрастут. Излишне говорить, что Uber не может позволить себе дополнительные расходы.
В 2016 году убытки компании составили $2,8 млрд, а в первом квартале 2017 года $708 миллионов. Но затраты на соблюдение нормативно-правовых требований станут для Uber не самой большой проблемой. Гораздо важнее то, что если компанию признают транспортной, а не технологической, то ее оценка снизится.
Экстравагантные оценки не редкость для ИТ-сектора, и пример Uber не является чем-то уникальным. Как и у многих других технологических компаний, у Uber нет прибыли, поэтому при оценке можно забыть о коэффициенте цена-прибыль (P/E-ratio). Кроме того, у компании не так много активов, если не принимать во внимание собственное программное обеспечение, ценность которого сложно подсчитать. Поэтому о коэффициенте капитализация-балансовая стоимость (P/B-ratio) тоже можно забыть.
Мы можем взять только значение коэффициента цена-выручка (P/S-ratio): оценка компании составляет $69 млрд, а чистая выручка по итогам 2016 года $6,5 млрд. Таким образом, коэффициент цена-выручка составляет 10,6. Сравните это со средним значением коэффициента других ИТ-компаний из индекса S&P 500 4,2. И это уже кое о чём говорит, потому что в ИТ-секторе S&P 500 самые высокие значения коэффициента P/S.
Если бы Uber была транспортной компанией, то она никогда не получила бы такую высокую оценку. Коэффициент цена-выручка в транспортном секторе индекса S&P 500 не превышает 1,5. Если бы Uber оценивали относительно других транспортных компаний, то его оценка была бы на 86% ниже нынешней. Несложно догадаться, почему Uber пытается сохранить статус ИТ-компании.
Пример Uber не уникален. Практически каждый игрок, который намерен перевернуть финансовый, продовольственный или туристический рынок, называет себя ИТ-компанией.
Источник vc.ru